Урожайный август: традиции. православные праздники августа
Урожайный летний август, Лета спелые плоды! Сладкий и веселый праздник, В сочных яблоках сады!
Груш и слив клонятся ветки! Виноградные лозы, Заплели собой беседки, Небо цвета бирюзы!
С древних времен, этот месяц считается очень почитаемым. В честь этого отмечается очень много славянских и православных праздников.
Обжинки – славянский праздник, пришедший из глубины веков.
Каждый год, 28 августа наши предки завершали полевые работы по уборке злаковых культур. Совершался обряд завершения жатвы хлебов.
Праздник и по сей день считается очень значимым для крестьян и сельских рабочих, как дань уважительного отношения к труду, хлебу и Матери Земле, которая кормит и дает урожай.
День народного календаря славян отмечается: восточными славянами — 15 (28) августа, славянами-католиками — 15 августа, болгарами и сербами — в конце сентября, у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обработки и обмолота зерна.
Праздник включал в себя ритуалы: дожиночный сноп, «завивание бороды», обливания жниц и праздничная трапеза.
Традиции:
По старинному обычаю там, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают с помощью добровольных помощников. Последний сноп убирали молча, чтобы не беспокоить «дух поля».
На сжатом поле оставляли небольшую часть не срезанных колосьев, не сжатый сноп, связывали лентой — завивали «бороду» — Волосу, Николе, Илье-пророку, «Божью бороду».
В Полесье клали в колоски хлеб-соль.
В некоторых местах связывали специальным небольшим свитком.
Обряд «завивания бороды» основан на представлении о духе поля.
Последний сноп пользовался особым почётом, его называли «именинником», наряжали в сарафан или обвивали цветными ситцевыми платками. После из колосьев сплетали венок и с песнями несли на «пир честной», называемый «складчинами» «братчинами», «пировать Успенщину».
В Ярославской губернии последний сноп «дожина» несли в свой дом и ставили в переднем углу под «божницей».
В иных местах этим снопом на Покров день, хозяин дома «закармливал скот». Для этого он праздничным утром шёл во двор и прежде всякого другого корма раздавал каждой скотине часть последнего снопа, обязательно в рукавицах — «чтобы скот зимою не зазяб»
В степных губерниях за три дня до Обжинок начинали сеять озимые.
Утром, пред выходом на посев, вся семья усердно молилась, хозяйка вручала мужу хлеб с солью. Сеяльщик клал на телегу три снопа ржи с прошлого урожая, а на них укладывал семена ржи в мешках. После засева на поле вся семья устраивала трапезу с пирогами и кашами.
23 августа, в четвертое воскресенье месяца, отмечался День виноградарства и виноделия. Праздник профессиональных виноградарей и виноделов. В конце августа начинают созревать различные сорта винограда. В наших южных широтах природа и климат позволяют выращивать множество различных сортов.
В последнее время праздник стал очень популярным в Крыму, где с давних времен полуостров связан с искусством виноградарства. С древних времен выращивали виноград, производили вино и продавали саженцы высокоурожайной лозы.
В этот праздничный день устраиваются разнообразные винные фестивали, дегустационные дни, ярмарки и праздничные гуляния.
28 августа- день красного вина. 30 августа — Международный день вина «Каберне Совиньон».
Православные праздники августа
В летнем месяце августа православные верующие отмечали три Спаса — Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый).
Самый первый Медовый Спас - 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.
Полное название — Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
На Руси выносили из храма крест и шли с крестным ходом для освящения мест и отвращения болезней. Эта традиция возникла из Константинополя. В 1164 году в этот праздник совершилось большое чудо. В этот день защищая свои земли, византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов.
Обоим победителям явилось одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса исходило сияние. В такие героические моменты святыни всегда находились среди войска.
Андрей и Мануил сообщили друг другу о поразительном зрелище и славной победе. В честь этого великого события была установлена дата первого Спаса, два праздника Креста Господня и Спаса объединились воедино.
В этот день в храмах принято освящать мед, воду, мак.
К этому дню в ульях наполняются соты свежим мёдом.
На Руси издавна почитали мед, как один из самых целебных, полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил Илью Муромца.
14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) еще отмечается как день начала Крещения Руси. По традиции в это время собирались травы, чистились и освящались колодцы, совершался крестный ход на реки, пруды, озёра, источники для освящения воды. После этого проводились купания, чтобы смыть грехи и быть здоровее. Так же, к Спасу начинались сборы мака, из которого пеклись различные кондитерские угощения. Праздник получил свое второе название — Спас Маковый или Маковей. Так же Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.
К началу августа полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, с танцами и песнями, традиционными угощеними с медом и маком, а также готовился напиток медовуха.
Яблочный спас — Праздник урожая, отмечался — 19 августа, по Церковному календарю— Преображение Господне. Согласно народному поверью, природа преображалась и давала людям новый урожай плодов. Собранные яблоки несли в церковь, чтобы освятить, а после готовили из них вкусные угощения. Первые христиане приносили в церковь виноград. Из Библии в это день, Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными.
В этот день Преображения Господня прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа.
Ореховый спас — 29 августа.
Третий Спас в народе называют Хлебным или Ореховым. Накануне празднуется Успение Пресвятой Богородицы.
До революции на главной площади города Азова был построен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В настоящее время, в честь праздника, Митрополит Ростовский Меркурий и все священнослужители проводят праздничную службу с крестным ходом, на месте где был разрушен в 1933 году этот прекрасный храм, с надеждой на его возрождении.
По преданию:
Петр Первый после победы над турками за взятие Азова, в благодарность три раза поцеловал полковую икону и передал ее в построенную в то время деревянную церковь. Генералиссимус А. Суворов подпевал православному хору во время церковных песнопений.
К концу месяца поспевали орехи, в лесу собирали лещину и освящали в церкви. А также пекли первый хлеб из зерна нового урожая. Хлебным называется Спас потому что к этому дню заканчивалась жатва в поле.
Церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя.
В православии эта история связана с посланным царем художника, который не сумел изобразить Христа. Тогда Иисус Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.
В этот день торговали новыми холстами и полотнами. Главными угощениями были свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая, сладкие пироги с орехами. По традиции первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье. Устраивались пышные праздничные гуляния.
Автор: Участник Всероссийского альманаха семейного чтения «Ковчег», лауреат Международного литературного конкурса русскоязычных авторов «За окнами август» Ольга Приступенко