Оформление и документация

Как оформить участок в собственность: как выбрать и оформить дачную землю

Решили купить дачный участок или оформить в собственность землю, которой вы уже давно пользуетесь? В этой статье вы найдете ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по поводу приобретения и оформления в собственность дачных земельных участков, а также об использовании земель сельхозназначения. А конкретнее: как выбрать землю для дачного участка, как оформить дачную землю в собственность, разрешено ли строительство на землях сельхозназначения, как изменить разрешенное использование земли сельхозназначения.

Как вернуть часть денег с покупки участка: (прочитать подробнее)

Подходящая земля для дачного участка

Критериев отбора при покупке дачного земельного участка может быть много: отдаленность от города, расположение, наличие коммуникаций, качество почв, инфраструктура в поселке, его формат, соседи. Имеют значение и критерии меньшего масштаба: форма участка, наличие построек, деревьев, другие особенности. И, конечно же, самым главным фактором для большинства покупателей является цена. Обобщить все эти нюансы выбора и описать идеальный участок не получится, так как каждый покупает землю под свои запросы – кому-то нужен небольшой огород, а кому-то земля для полноценного загородного строительства. В этой статье мы также расскажем,  какие земельные участки покупать не следует.

Как оформить участок в собственность.

Не следует покупать земельные участки:

Без документов. Если вы выбрали отличный земельный участок, и хотите поскорее получить его в собственность, ни в коем случае не перечисляйте денежные средства продавцу, пока не составите по всем правилам договор купли-продажи и не получите на руки «идеальный» комплект документов. То есть нужно, чтобы сделка была «чистой». Как показывает практика, только в таких случаях покупатель является наиболее защищенным от каких-либо посягательств на его приобретенное имущество. Какие документы на дачу должны быть у продавца?

Проверяйте по следующему списку:

  • свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, где указывается: вид права – собственность, имя собственника, кадастровый номер участка, площадь, категория и вид разрешенного использования земли, данные об обременениях (ограничениях) права, а также документы-основания для регистрации права собственности (договор купли-продажи, договор мены, дарственная, завещание, акты органов государственной власти, судебные решения и пр.). Вместе со свидетельством продавец земельного участка должен вам также предоставить и эти документы-основания;
  • кадастровый паспорт на земельный участок и на дом (если покупаете дачный участок с домом);
  • межевой план земельного участка;
  • технический паспорт на дом;
  • выписка из ЕГРП (Единого государственного реестра прав) об отсутствии обременений на участок;
  • заверенное у нотариуса заявление о составе семьи или письменное разрешение супруги/супруга на проведение сделки с земельным участком;
  • документы, подтверждающие отсутствие задолженности по коммунальным и налоговым платежам.

Оформленные по «дачной амнистии». В стране начиная с 2006 г. продолжается «дачная амнистия» — упрощенный порядок оформления земельных участков и строений в собственность без подготовки межевых планов и технических паспортов. Чем это грозит покупателю такого земельного участка? Тем, что у участка нет определенных границ, зафиксированных документально. В будущем при приобретении такого земельного участка у нового собственника могут возникнуть споры с соседями по поводу установления границ. Ситуация очень неприятная и трудноразрешимая.

Под обременением. К различным видам обременений относят: залог, ипотеку, арест имущества, сервитут, доверительное управление, аренду, концессионное соглашение. Сведения обо всех обременениях заносятся в ЕГРП. Так что, получив выписку из него об отсутствии обременений, к земельному участку уже можно присмотреться поближе. Дальше, если продавец вам не внушает доверия, желательно еще проверить список судебных дел по адресу приобретаемой недвижимости на сайте районного суда. Вдруг по поводу данного земельного участка идет судебное разбирательство?

С задолженностью. Чтобы не расплачиваться по старым долгам предыдущего собственника земельного участка, попросите его представить справки об отсутствии задолженностей (справка председателя СНТ об исправном внесении членских взносов или об отсутствии задолженности гражданина, ведущего дачное хозяйство в индивидуальном порядке, справки обслуживающих организаций, квитанции об уплате налога на землю).

С возможными претензиями со стороны третьих лиц. Перед покупкой земельного участка попросите продавца подготовить нотариально заверенное заявление о составе семьи. Если у него есть супруг/супруга, то вам также должны предоставить их письменное разрешение на отчуждение имущества. В противном случае другой из супругов может обжаловать договор купли-продажи и признать его недействительным.

В садоводческих некоммерческих товариществах. Если у продавца участка нет на руках свидетельства о праве собственности на земельный участок, то собственником всей земли является СНТ. Пользоваться земельным участком и оформлять на него право собственности в будущем вы сможете, но для этого придется проходить довольно длительную и затратную процедуру по регистрации права собственности. Как это сделать, читайте дальше.

В этом списке земельных участков с  недостаточной юридической чистотой  приведены только основные случаи, в связи с которыми у покупателя в будущем могут возникнуть проблемы. Тем не менее, многие люди продолжают делать эти ошибки.

Как оформить дачную землю в собственность

Представим, что у вас уже есть земельный участок под дачу. Вы или ваши родители им пользуются уже долгое время, но на землю не зарегистрировано право собственности. Может, вы купили земельный участок у члена СНТ без оформления права собственности. Давайте рассмотрим по пунктам, как получить на данный земельный участок свидетельство о государственной регистрации прав.

kak-oformit-uchastok-v-sobstvennost-kak-vybrat-i-oformit-dachnuyu-zemlyu-2
Земельный кодекс Российской Федерации.

Все отношения в этой сфере регулируются Федеральным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. [4].

В ст. 13 этого закона описан порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Данный порядок состоит из следующих этапов:

  1. Подача в территориальное Управление Федеральной службы государственной регистрации (УФРС) по месту нахождения дачного земельного участка или в Многофункциональный центр (МФЦ) документов, на основании которых будет проводиться государственная регистрация (заявление о государственной регистрации, документы подтверждающие личность, документы-основания для регистрации права);
  2. Регистрация приема документов вместе с квитанцией об уплате государственной пошлины;
  3. Правовая экспертиза предоставленных документов органом государственной регистрации – проверка законности сделки и отсутствия противоречий  с предыдущими внесенными записями в ЕГРП, проверка отсутствия других оснований для отказа в регистрации;
  4. Внесение записи в ЕГРП о регистрации права собственности на дачный земельный участок;
  5. Совершение надписей на правоустанавливающих документах о соответствующей регистрации прав, а также выдача заявителю по его выбору свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок (документ на специальном бланке) или выписки из ЕГРП.

По поводу срока рассмотрения заявлений и проведения регистрации права собственности, то за последние три года в закон о государственной регистрации были внесены изменения, и срок сократился с 30 дней до 10 дней. То есть, в течение 10 дней со дня подачи заявления, если у органа государственной регистрации при проведении правовой экспертизы не возникнет каких-либо замечаний к предоставленным документам или других оснований для отказа, вам обязаны зарегистрировать право собственности и выдать подтверждающий документ.

Пожалуй, самым сложным моментом для многих граждан при оформлении дачных земельных участков в собственность является сбор и предоставление правоустанавливающих документов. Часто такие документы отсутствуют вообще или потеряны. Давайте рассмотрим список документов, которые согласно закону № 122-ФЗ являются основаниями для государственной регистрации прав на дачные земельные участки. Они определены в ст. 25.2 этого закона в рамках так называемой «дачной амнистии».

Это следующие документы:

  • акт органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка (если акт выдан уполномоченным органом в соответствии с порядком, который действовал на момент выдачи);
  • акт (свидетельство) о регистрации права на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти (различные акты и свидетельства о регистрации права старого образца);
  • выписка из похозяйственной книги, выданная органом местного самоуправления и подтверждающая наличие права на участок (для участков, выданных для ЛПХ);
  • иные документы, устанавливающие или удостоверяющие право.

Нужно сказать, что эти основания справедливы для земельных участков, предоставленных гражданам для дачного хозяйства до 2001 г. При этом земельные участки ранее могут быть предоставлены на любом праве (собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и пр.). Теперь на них будет зарегистрировано право собственности.

Другими основаниями для регистрации права собственности на дачные земельные участки являются:

  • договор купли-продажи или подтверждение другой сделки с недвижимым имуществом (если право собственности на земельный участок было ранее зарегистрировано);
  • акт (свидетельство) о приватизации;
  • свидетельство о праве наследства (тоже необходимо, чтобы право собственности ранее было зарегистрировано);
  • судебный акт;
  • иные акты уполномоченных государственных органов о правах на недвижимое имущество, иные акты о передаче прав, другие подтверждающие документы.

Строительство на землях сельхозназначения

В последнее время довольно распространенной стала практика приобретения менее дорогих земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, и использование их под строительство частных домов, усадеб и целых коттеджных поселков. Законно ли это, и какие санкции возможны?

Нужно сказать, что в контексте поднятого вопроса все земли и земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения по правовому режиму делятся на две категории:

  1. Земельные участки, все отношения связанные с владением, пользованием и распоряжением которыми регулируются законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г.[7];
  2. Земельные участки, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Все отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением этими участками, регулируются Земельным кодексом [2], Градостроительным кодексом [1], законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» [6],  а также законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [5].

Таким образом, в законодательстве из состава земель сельскохозяйственного назначения четко определены виды земельных участков, на которых разрешено строительство. В частности, к этим землям относятся и дачные земельные участки.

В соответствии с законом № 66-ФЗ[6] дачный земельный участок – это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Как видим, дача в первую очередь предназначена для отдыха. Гражданин может на своем земельном участке заниматься выращиванием сельскохозяйственных культур, но может и не заниматься. На дачном земельном участке разрешено строить или жилые строения без права регистрации, или жилые дома с правом регистрации. При этом очень важно, чтобы земельный участок в соответствии с зонированием территории имел нужный вид разрешенного использования. За новым классификатором ВРИ [8] это вид с кодом 2.1 «Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)» — разрешается строить жилой дом высотой не больше трех этажей.

При этом на практике нельзя получить дачный земельный участок за пределами территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения. Для организации и застройки территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения в соответствии с ГК РФ должны быть подготовлены проект планировки и проект межевания территории. Данные проекты должны быть согласованы на общем собрании членов объединения, а затем утверждены органом местного самоуправления. При этом строить здания или сооружения на территории дачного объединения можно только после утверждения этих проектов, в соответствии с ними, а также в соответствии с градостроительным регламентом. Наиболее полезным документом по планированию застройки дачных участков является СНиП 30-02-97.

Изменение разрешенного использования земли сельхозназначения

Изменение разрешенного использования земельного участка необходимо в случаях, когда, например, на дачной земле, планируют начать застройку территории зданиями другого типа (таунхаузами (блокированная  застройка), среднеэтажными (до 8 этажей) или многоэтажными зданиями) или узаконить уже возведенные объекты.

Если земельный участок имеет несколько основных видов разрешенного использования, то его собственник вправе самостоятельно без каких-либо дополнительных разрешений использовать земельный участок по любому из этих видов.

В общем случае решения по поводу изменения видов разрешенного использования земельных участков принимаются главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (процедура описана в ст. 39 ГК РФ).

Изменение вида разрешенного использования дачного земельного участка происходит в следующем порядке:

  1. Заинтересованное лицо подает в местную администрацию заявление, документы подтверждающие личность, выписки из ЕГРИП, ЕГРЮЛ, правоустанавливающие документы на землю,  кадастровый паспорт земельного участка, утвержденный проект планировки территории, документы на здания и прочие необходимые документы;
  2. Специальная комиссия в соответствии с уставом муниципального образования и/или другими нормативными актами организовывает и проводит публичные слушания с привлечением всех заинтересованных лиц;
  3. На основании проведенных слушаний комиссия готовит заключение, которое подлежит опубликованию, также комиссия готовит рекомендации по принятию или отклонению заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
  4. На основании рекомендаций комиссии глава местной администрации в течение трех дней принимает решение о предоставлении разрешения на новый вид использования участка или об отказе. Решение также подлежит опубликованию.

Все затраты, связанные с организацией и проведением публичных слушаний, оплачивает заинтересованное лицо. Как видим, процедура по изменению вида разрешенного использования земельного участка довольно длительная, сложная и затратная. При этом результат не гарантирован, все зависит от итогов публичных слушаний.

Незаконное использование земель сельхозназначения

Какие могут у гражданина возникнуть проблемы, например, если он построит обширную частную усадьбу или даже небольшой жилой дом в поле, на берегу реки, в лесу и в прочих  местах, не предназначенных для жилищного строительства? (Предполагается, что земельный участок принадлежит такому гражданину на праве собственности, иначе это будет уже самозахват территории – ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ). Или если на дачном участке будет построен многоквартирный дом?

kak-oformit-uchastok-v-sobstvennost-kak-vybrat-i-oformit-dachnuyu-zemlyu-3
Незаконное использование земель сельхозназначения.

Во-первых, собственники таких зданий и сооружений, без изменения вида разрешенного использования или и категории земли, никогда не смогут зарегистрировать право собственности на данные объекты недвижимости. То есть с правовой точки зрения они будут совершенно не защищены от посягательств третьих лиц.

Во-вторых, долгое время такие постройки могут никому не мешать и оставаться «незамеченными» для органов государственной власти, в частности для Росреестра. В этом случае никаких ограничений в пользовании земельным участком и расположенными на нем строениями не возникает. Но стоит появиться завистнику или недоброжелательному соседу, который сообщит о нецелевом использовании земельного участка в контролирующий орган – у собственника неразрешенных зданий и сооружений, построенных на сельскохозяйственной земле, могут возникнуть проблемы в виде наложения административного штрафа.

Размеры штрафов за нецелевое использование земельных участков определены в ст. 8.8 КоАП РФ[3]. Только недавно Федеральным законом №46-ФЗ от 08.03.2015 г. в эту статью были внесены изменения по поводу существенного увеличения размеров штрафов.

Приведем размеры штрафов:

Основание для наложения штрафа Размер штрафа
Использование земельного участка не по целевому назначению (в соответствии с его категорией или разрешенным использованием) Для граждан:

– 0,5-1 % от кадастровой стоимости земельного участка (если определена), но не меньше 10 тыс. руб.;

— от 10 до 20 тыс. руб. (если кадастровая стоимость не определена);

Для должностных лиц:

– 1-1,5 % от кадастровой стоимости (если определена), но не меньше 20 тыс. руб.;

— от 20 до 50 тыс. руб. (если кадастровая стоимость не определена);

Для юридических  лиц:

– 1,5-2 % от кадастровой стоимости (если определена), но не меньше 100 тыс. руб.;

— от 100 до 200 тыс. руб. (если кадастровая стоимость не определена);

Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом № 101-ФЗ от 24 июля 2002 г., для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом Для граждан:

– 0,3- 0,5% от кадастровой стоимости, но не меньше 3 тыс. руб.;

Для должностных лиц:

– 0,5-1,5 % от кадастровой стоимости, но не меньше 10 тыс. руб.;

Для юридических  лиц:

– 2-10 % от кадастровой стоимости, но не меньше 200 тыс. руб.;

 

Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом Для граждан:

– 1-1,5 % от кадастровой стоимости (если определена), но не меньше 20 тыс. руб.;

— от 20 до 50 тыс. руб. (если кадастровая стоимость не определена);

Для должностных лиц:

– 1,5-2 % от кадастровой стоимости (если определена), но не меньше 15 тыс. руб.;

— от 50 до 100 тыс. руб. (если кадастровая стоимость не определена);

Для юридических  лиц:

– 3-5 % от кадастровой стоимости (если определена), но не меньше 400 тыс. руб.;

— от 400 до 700 тыс. руб. (если кадастровая стоимость не определена);

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению Для граждан:

— от 20 до 50 тыс. руб.;

Для должностных лиц:

— от 100 до 200 тыс. руб.;

Для юридических  лиц:

— от 200 до 400 тыс. руб.;

И в-третьих, в случае грубых нарушений в строительстве, создания опасности для окружающей среды, создания неблагоприятных условий для проживания других людей, по судебному решению собственника неразрешенных зданий и сооружений могут обязать их снести, а также расчистить и благоустроить территорию.

Источники:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173884/?frame=6#p1048.
  2. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ (действующая редакция от 08.03.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) / Кодекс Российской Федерации 195-ФЗ от 30.12.2001 г. — http://www.consultant.ru/popular/koap/.
  4. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним / Федеральный закон  от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177726/.
  5. О крестьянском фермерском хозяйстве / Федеральный закон от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168304/#p30.
  6. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан / Федеральный закон от 15.04. 1998 года N 66-ФЗ (ред. от 31.12.2014) . – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173607/.
  7. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения / Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/.
  8. Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков / Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168733/?frame=1#p28.
Кнопка «Наверх»